Карэн БАДАЛОВ: «Мы - «фоменки»


Актёр Карэн Бадалов – человек, известный широкому зрителю, конечно же, в первую очередь, по многочисленным ролям, сыгранным им в кино и на телевидении. Однако прежде всего это великолепный театральный артист из легендарной труппы Петра Фоменко. С размышлений об этом театре и начался наш разговор.



- Как одной фразой можно охарактеризовать ваш театр?



- Мы - «фоменки». А наш театр, если сказать коротко, - это образ мысли.



- Может ли появиться на сцене театра Фоменко, к примеру, драматургия Ивана Вырыпаева?



- Не думаю. Просто это не наш автор.



- Авангард может быть поставлен на вашей сцене? Или сюр?



- Странный вопрос. «Три сестры» Чехова – куда уж больший сюрреализм? Перечитайте. Опыт показывает, что не читают перед тем, как идти смотреть спектакль, даже люди вроде бы знающие это произведение. Там сюра столько, что иным авторам и не снилось, но в то же время это классика, потому что на все времена. Насколько я знаю, нам присылается огромное количество современных пьес, но, к сожалению, нет почти ничего интересного.



- Пётр Фоменко – режиссёр-диктатор?



- И диктатор, и демократ как любой режиссёр. Не надо забывать, в какой стране живём: мы привыкли, что был страх, но Пётр Наумович этим не пользуется, имеет безграничное уважение труппы, поэтому ему это не нужно. Он может быть жёстким – безусловно, как нормальный руководитель.



- О чём с вами разговаривает на репетициях Пётр Наумович?



- Это сложно объяснить в двух словах – надо побывать на репетициях: они бывают разные – могут быть страшно мучительные, когда в поисках одной интонации или фразы проходит три – четыре часа, но могут – удивительные. Вещи, о которых говорит Пётр Фоменко, молодым режиссёрам неинтересны; думаю, существует определённое падение общей культуры, в том числе и среди режиссёров. Среди них мало людей, которые продолжают учиться. Можно ведь учиться у кого-то, а можно книги читать, делать ещё что-то, но встречаю людей страшно косноязычных, которые не могут не то что донести свою мысль, а даже оформить нормально в слова. Это я уже говорю о кинематографе.



- Он вам советует что-то почитать или вы уже «большие дети»?



- Конечно, советует, но мы всегда будем для него «большими детьми»: моему сыну десять лет, но предполагаю, когда он вырастет, то всё равно для меня останется сыном. Мы для Петра Наумовича – ученики, ими и останемся. Он не назидательно предлагает, просто  может назвать круг авторов, круг произведений, - кто захотел, тот запомнил или записал.



- Насколько известно, в детстве вы, несмотря на то, что ваш отец был кинооператором на студии имени Горького, твёрдо отказывались становиться перед камерой?



- Меня интересовала физика, математика. И не жалею о том, что отказывался. А потом, наверное, вмешался случай, Бог-изобретатель...  Кино – прежде всего, визуальный ряд, где внешность имеет огромное значение. Советское кино было другое – менее клишированное, менее подверженное стереотипам. Сейчас кино мало, а в сериалах нужен типаж – не более того. Хотя к сериалам в отношусь хорошо, если это интересно. Самый удачный мой опыт - «Казус Кукоцкого» Юрия Грымова.



- У вас в кино довольно много исторических персонажей? Прежде чем сыграть какую-то роль, вы что-то изучаете?



- Мне нравится копаться в подобных вещах. Скажем, время Александра II открылось для меня совсем по-другому, причём по доступным материалам. Наша страна – хитрая, до сих пор всё в архивах. Непонятно почему это недоступно. Наверное власть считает себя умнее остальных.



- Вы работали в несчастном фильме Михаила Козакова «Очарование зла», который долгое время не показывали, за пустили однажды на «Культуре»...



- Но работать было очень хорошо. Он – удивительный человек. Их, стариков, остаётся всё меньше и меньше, но это носители старой культуры. Вопрос в том, что было вложено в проект мало денег.



- Почему так неудачно прошёл по телевидению удачный «Казус Кукоцкого»?



- На НТВ в то время были такие продюсеры – люди, которые то ли ненавидели Грымова, то ли самих себя. Взяли и из вредности поставили фильм в эфир в неудобное время. К сожалению, такие люди определяют у нас прокатную природу каких-то фильмов.



- Наверное здесь можно сказать о «пиратах», благодаря которым удалось посмотреть «Казус Кукоцкого» за полгода до его появления на НТВ?



- Я вообще к «пиратам» хорошо отношусь. Если одни не хотят зарабатывать, а другие к этому стремятся, то что делать? Не надо завышать цены... Наше государство построено по принципу монополии.

- Не кажется ли вам, что фильм «Русские казаки и гроб Чарли Чаплина», в котором вы сыграли одну из первых киноролей и где шла речь о реальной истории, когда зимой 1977 года было выкопано тело Чарли Чаплина, - кощунство?



- Режиссёр разговаривал с болгарином, который был участником этих событий. А поскольку это были непрофессионалы и настолько по-дурацки всё делали, то полиция их три месяца не могла их найти. Сделали глупость, попались, человек отсидел, получил за это время швейцарское гражданство. Это был мой первый фильм и сразу одна из главных ролей, очень интересные съёмки, но мы не кощунствовали над случившимся, а смотрели как бы со стороны. Но если ты как сумасшедший погружаешься в происходящее и, играя князя Мышкина, становишься идиотом, - другой вопрос.  Мы, конечно, выкладываемся на сцене, но это не повод, чтобы сходить с ума, - это всё-таки игра, во время которой мы как бы наблюдаем за собой со стороны. Кто хочет свою жизнь гробить – пожалуйста. А я человек, и не могу стать князем Мышкиным. Если вам так говорят, то это ложь, либо человек хочет набить себе цену.



Карэн Карлосович БАДАЛОВ. Заслуженный артист России. Лауреат Государственной премии России. Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» за актёрский ансамбль спектакля «Три сестры». До поступления в ГИТИС закончил Московский институт стали и сплавов, но по профессии не проработал ни дня. В 1988 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую Петра Фоменко. В настоящее время работает в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко», где сыграл в спектаклях - «Война и мир. Начало романа» (Стивенс), «Волки и овцы» (Беркутов), «Три сестры» (Солёный), «Дом, где разбиваются сердца» (капитан Шотовер), «Одна абсолютно счастливая деревня», «Варвары», «Двенадцатая ночь», «Месяц в деревне». В 1993 году снялся в швейцарско – английской телевизионной трагикомедии «The Grave Case of Charlie Chaplin» («Русские казаки и гроб Чарли Чаплина»). Снимался в фильмах: «Грозовые ворота», «Девять месяцев», «Золотой телёнок» (2005), «Казус Кукоцкого», «Коллекционер», «Кремень», «Моя большая армянская свадьба», «Исаев», «Очарование зла», «Прогулка», «Апостол».

13.01.2011  Сергей Павленко
Hosted by uCoz