Завораживающее обаяние Карэна Бадалова


"Завораживающее обаяние – это про Карэна Бадалова. Когда смотришь заворожённо, не в силах отвести от него глаза, и впадаешь в транс – как кобра перед дудочкой... Может, это гипноз? Нет, высшее мастерство!" Или вот ещё: "Очень понравился Илья Гольдберг из фильма "Kaзyc Кукоцкого" в исполнении Карэна Бадалова. Живой и динамичный образ…"

Это некоторые комментарии, на которые можно натолкнуться в Интернете или в прессе, когда читаешь о работах актёра театра и кино Карэна Бадалова. Правда, с сожалением должны отметить, что об актёре московского театра "Мастерская П. Фоменко", заслуженном артисте, лауреате Государственной премии России (за серию театральных спектаклей), лауреате престижной театральной премии "Чайка" пишут гораздо меньше, чем об актёре кино, исполнителе целого ряда ролей в запомнившихся зрителю кинокартинах, таких как "Коллекционер", "Казус Кукоцкого" или "Моя большая армянская свадьба". И, скорее всего, это отражение общей тенденции развития этих видов искусства и, к сожалению, формирования интереса российского зрителя к театру и кинематографу. Чтобы несколько исправить подобный перекос, мы пригласили Карэна Бадалова в гости, и попросили рассказать о себе и своих сыгранных и будущих ролях в театре и кино.

– Карэн Бадалов. Сочетание вашего имени и фамилии сразу наталкивает читателя на определённые мысли. Расскажите о себе.

– Правильно наталкивает. Я армянин "московского розлива". Хотя отец мой – родом из Тбилиси. В этом городе, ранее таком родном, а ныне всё более отдаляющемся, до сих пор живут мои ближайшие родственники. Отец, получив профессию кинооператора, начинал карьеру на студии "Грузия-фильм", а затем почти 30 лет проработал на киностудии им. М. Горького. Первые годы своей жизни я прожил в самом центре Москвы – в Настасьинском переулке. Но потом наш двухэтажный дом попал "под расселение", и пришлось перебираться в микрорайон Чертаново, построенный на месте так называемых "Покровских высылок" – туда в своё время высылали кулаков. В те времена район славился ужасной грязищей, а к ближайшей станции метро Варшавская приходилось добираться двадцать пять минут автобусом. После исторического центра Москвы это, скажем так, не впечатляло.

В школьные годы актёрская профессия меня мало интересовала, хотя я много ездил с отцом в экспедиции – почти каждое лето он отправлялся на съёмки то на Алтай, то в район Золотого кольца, то на Карельский перешеек. Конечно же, меня всё время пытались засунуть в кадр, но я ожесточённо сопротивлялся – в те годы для подростка рыбная ловля, охота, озёра, реки и леса были более привлекательны, чем "скучные" съёмки. А в последних классах я стал увлекаться физикой и математикой, и после окончания школы поступил в московский Институт стали и сплавов. Всё складывалось хорошо, но, вот незадача, на третьем курсе института меня стала одолевать скука. И тут на одном из институтских заборов мне подвернулось объявление о наборе в театральную студию в Нескучном саду. С этого момента и началось моё увлечение театром, чему в значительной степени способствовало знакомство с замечательными, преданными театру людьми, с которыми я до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Понемногу я "втянулся", а потом узнал, что оказывается можно поступить и учиться в Театральном институте, что я и не преминул сделать. Поступил в ГИТИС в мастерскую к Петру Фоменко, и считаю, что мне просто повезло с выбором. Пётр Наумович набирал в тот год удивительно немолодой курс, я имею в виду мужской коллектив – на курсе учились ребята, которые либо, как и я, уже проучились в том или ином вузе, либо проработали несколько лет и имели определённый жизненный опыт. Так что Петру Наумовичу не было необходимости объяснять нам прописные истины. Всего я проучился в ГИТИСе пять лет. А в год нашего окончания института – в 1993 году, был официально организован муниципальный московский театр "Мастерская П. Фоменко".

(Официальной датой рождения театра "Мастерская П. Фоменко" принято считать 1993 год, когда мэром Москвы было подписано постановление об учреждении муниципального театра под руководством Петра Наумовича Фоменко. Однако сами "фоменки" ведут отсчёт своей биографии с июля 1988 года. Тогда Пётр Фоменко набрал вторую группу своей учебной мастерской на режиссёрском факультете Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). Название для театра возникло само собой: просто слово "мастерская", коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем – прим. AL).

И сегодня во многих спектаклях театра "Мастерская П. Фоменко" заняты прекрасные актёры, многие из которых заканчивали наш курс – это сёстры Ксения и Полина Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Тагир Рахимов, Юрий Степанов, Рустэм Юскаев, Кирилл Пирогов и др. Да не только актёры, но и многие работники театра работают в нём со дня основания. Например, нынешний директор театра Андрей Воробьёв пришёл в театр администратором и был раз и навсегда очарован этим искусством. Кроме того, у театра много верных друзей. На протяжении уже многих лет всячески поддерживает театр удивительный человек Андрей Костин – ныне президент-председатель Внешторгбанка, а в годы нашего знакомства председатель Внешэкономбанка. Именно благодаря таким людям российская культура сумела сохранить богатые традиции, а театральное искусство – не только удержалось на плаву, но и умудрилось сохранить лидирующее положение.

– Судя по тому, как складывалась Ваша профессиональная карьера, Вы должны верить в судьбу.

– Трудно сказать, во что я верю. Но абсолютно точно я знаю, что мне нравится в этой жизни, а что не нравится. Судьба? Никогда не знаешь, что тебя ждёт, кого ты встретишь на своём пути. Можно только надеяться…

– А как произошло "вхождение" в кино?

– Довольно необычно для нашего кинематографа. В Россию приехал иностранец Пол Повликовский – поляк по происхождению, но с русской женой, режиссёр-документалист, работающий на ВВС. И именно в нашей стране он решил снимать документальное кино о том, как некая группа людей славянской внешности украла гроб Чарли Чаплина с целью выкупа. Это была реальная история о том, как они с этим гробом носились. А Карэн Бадалов – лицо "кавказской национальности", правда, с московским налётом, приглянулся ему как лицо со славянской внешностью. Почему? Не знаю. Но это было очень смешно! Такой вот результат кастинга, как сейчас модно говорить! Фильм, назывался "The Grave Case of Charlie Chaplin" (анонсировался как совместный проект швейцарского телевидения и ВВС в 1993). С этого всё и началось. Но потом, как вы помните, в России наступило безвременье в кинематографе, когда в год снимали 1-2 художественных кинофильма. И я думаю, что такая ситуация в кинематографе спасла многие, и наш в том числе, театры России. Актёров театра не растащили во всевозможные кино- и телепроекты. А это именно то, что сейчас происходит в стране. Театр повсеместно трансформируется в антрепризу. Актёры не "служат в театре", такое, возможно, старомодное словосочетание, а приходят в театр периодически, забегают. И этому есть объяснение – кинематограф приносит высокие доходы и быструю популярность.

– Карэн, Вы себя считаете актёром театра или кино?

– Есть актёры, которые прекрасно играют в театре, но у них ничего не получается в кино, и наоборот. Для себя я не могу провести такую грань. Профессия актёра, его ремесло едино, просто технический подход в театре и кинематографе различный. В театре, зачастую, актёр играет несколько часов подряд, имеет перспективу, знает с чего начинается и чем должен закончиться спектакль. В кино же в начале часто снимаются финальные сцены фильма. Особенно процесс съёмок непредсказуем в нынешних сериалах. А если ещё учесть, что многие актёры снимаются в нескольких проектах...

– И, тем не менее, что самое сложное в актёрской профессии?

– Невостребованность! Любая публичная профессия предполагает непрерывную востребованность и внимание к своей персоне. Кроме того, в актёрской профессии изначально заложена определённая доля тщеславия.

– В 2002 году Вы получили Государственную премию России?

– Премию получил не только я. Этой премией отметили коллектив театра в лице режиссёра Петра Фоменко, главного художника Владимира Максимова, художника по костюмам Марии Даниловой и пяти актёрских номинаций – Ксении Кутеповой, Галины Тюниной, Полины Агуреeвой, Сергея Тарамаева и вашего покорного слуги, за три спектакля – "Одна абсолютно счастливая деревня" (по одноимённой повести Бориса Вахтина, режиссёр Пётр Фоменко), "Война и мир. Начало романа" и "Семейное счастие" (Лев Толстой, автор композиции и режиссёр-постановщик Пётр Фоменко). Это очень торжественная церемония, надолго запоминающаяся её участникам. Правда, я так и не понял "чем это мне грозит" сегодня. Одно могу сказать точно – погуляли в театре знатно!

А если серьёзно, то у нас в театре действуют определённые договоренности – своеобразный кодекс, один из пунктов которого гласит, что в программках, да и при любом упоминании в театре, не афишируются регалии актёра. Ведь на сцену выходят не лауреаты или заслуженные артисты, а актёры. Вот к пенсионному возрасту… Правда, ещё дожить надо.

– Какое место в рейтинге театральных коллективов Москвы занимает "Мастерская П. Фоменко"?

– Моё субъективное мнение – одно из лидирующих среди классических театров. Во многом благодаря Петру Фоменко – человеку, определяющему репертуарную политику театра, режиссёру старой закалки, человеку исключительно образованному, чего сейчас катастрофически не хватает многим деятелям культуры.

– Какие роли сыграны в кинематографе, и к каким готовитесь?

– Я прекрасно понимаю, какую нишу могу занять в кинематографе, учитывая мою характерную внешность. И, надо сказать, что мне интересно играть эпизодические роли, а мне их пока, в основном, и предлагали. Правда, бывают и приятные исключения – мои роли в картинах Юрия Грымова "Коллекционер" или "Казус Кукоцкого" (одна из моих любимых работ).

– Юрий Грымов в кинематографе Ваш "главный режиссёр"?

– Мне нравится работать с Грымовым, несмотря на все характерологические особенности этого талантливого режиссёра. Юрий Грымов – очень хороший организатор.

– Карэн, в каких новых проектах в театре или кино Вы заняты?

– В театральных планах – создание триптиха по произведениям А.С. Пушкина ("Фауст", "Граф Нулин" и "Каменный гость"). Подробно о спектакле пока говорить рано. В кинематографе – это сериал "Тяжёлый песок" по роману Анатолия Рыбакова, съёмки которого начинаются под Черниговом. Режиссёр – Антон Барщевский, сын Дмитрия Барщевского – режиссёра-постановщика телесериала "Московская сага". Предполагается работа с хорошим литературным материалом и прекрасный подбор актёров. Кроме того, я заканчиваю работу в известном вам проекте молодого российского режиссёра Сарика Андриасяна – кинофильме "45 сантиметров" (см. газету "Араглайн", №19 – прим. AL).

Будем с нетерпением ждать Ваших премьер и в театре, и в кино.



Арсен Дианов
"ARAGLine", №20, 09-2006

Hosted by uCoz